Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.
Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального
равновесия и благополучия.
Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой
основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы
постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения
преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений
несовершеннолетних. Предупредить правонарушение подростков можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних.
Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности
несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с
обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с
динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими
и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и
нравственно-психологическим сферам общественной жизни. Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности или ее крайней неустойчивости, аномальных потребностей и аномального способа удовлетворения, естественных для всех детей потребностей,
неспособность к самовоспитанию без внешнего воздействия, наличие оправдательных мотивов
поведения и т.п. С одними учителями и взрослыми у них складываются хорошие отношения, они
стараются выполнять их требования, посещают уроки, с другими — постоянно конфликтуют,
пропускают уроки, грубят, проявляют неповиновение. Такие отношения зависят от того, как
учитель смог подойти к данному ученику, учесть и положительные качества его личности.
Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны житейским опытом, их
эмоционально-волевая сфера ограничена, также сказывается повышенная неуравновешенность,
неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к
подражанию, повышенная внушаемость. Характерной особенностью трудных подростков является
неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с оборонительной
позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются враждебно. У них, в большей
степени, чем у других подростков, осознание своей взрослости имеет, прежде всего, внешнее
показное проявление; курение, употребление спиртных напитков, особый “взрослый” лексикон,
утилитарные способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание моде и т.п. Такая “взрослость” приобретается в неформальных группах некритического подражания
взрослым, старшим ребятам. Они грубят старшим, родителям, пренебрегают их советами, не верят в их справедливость и доброжелательность. Следует отметить, что лишь незначительное количество трудновоспитуемых подростков имеют ярко выраженную антиобщественную направленность действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять положительные качества личности, в других – аморальные действия, недисциплинированность.
Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
Как известно, трудновоспитуемость чаще всего начинает проявляться в подростковом возрасте,
который считается трудным, противоречивым, переходным от детства к юности и охватывает
период от 11 до 15 лет. Особенности социальных условий жизни подростка в предшествующие
годы, сложившийся характер взаимоотношений в семье и школе, накладывают отпечаток на то,
насколько бесконфликтно перенесет подросток те возрастные и психофизические изменения,
которые происходят с ним в этот период, как будет решена социальная задача “вхождения” его в
мир взрослых, определение своего места в микро социальном окружении, характерных для этого
периода. Для старшего подросткового возраста характерно повышенное восприятие чувства чести,
долга, товарищества, романтической влюбленности. Подростки начинают предъявлять друг к
другу более высокие моральные требования. На первое место у них выступают не те качества,
которые характеризуют сверстников как хороших учеников, а нравственные черты: товарища
ценят за смелость, мужество, способность помочь в трудную минуту и т.п. Для них характерна
потребность в дружеском общении, они очень дорожат дружбой и болезненно переживают
возникающие разрывы. Учащиеся в подростковом возрасте требуют усиленного социального
контроля со стороны семьи, школы, общественности, так как в этом возрасте формирование
личности еще не закончилось, у подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое
место в общественной жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние
неформальных групп ближайшего микроокружения, наоборот, возрастать, что повышает степень
вероятности антиобщественного поведения.
Особенности личности трудновоспитуемого подростка.
Общая направленность личности трудновоспитуемого подростка, т.е. его устремления,
потребности, интересы и идеалы, определяют отрицательную линию поведения. Эти подростки
или не имеют определенных жизненных целей и не знают, чего они хотят, либо их жизненные
устремления, интересы и потребности носят ограниченный, примитивный, потребительский
характер. Трудновоспитуемых подростков привлекает, прежде всего, то, что не требует особых
умственных усилий, носит легкий развлекательный характер и вызывает острые ощущения. Они
имеют большие пробелы в знаниях, учатся плохо по причине снижения мотивации к учёбе.
Систематическая неуспеваемость способствует закреплению у них равнодушного или
отрицательного отношения к интеллектуальному труду и учебе. На уроках они, как правило,
бездельничают, поэтому домашнее задания не выполняют и как результат постепенно
утрачивается вообще понимание смысла учения. Все это приводит к тому, что в общем развитии
(в общей школьной успешности) они значительно отстают от своих сверстников.
Такие подростки, как правило, не отличаются трудолюбием, умением преодолевать трудности
и доводить дело до конца, систематически, целенаправленно трудиться они не могут: с
удовольствием берутся за дело, но вскоре его бросают. В ситуациях, когда учитель по отдельным
учебным предметам у трудновоспитуемого подростка становится авторитетом, он может под его
руководством достигать в трудовой деятельности определенных результатов. К продуктам чужого
труда относятся потребительски, не уважают его, портят вещи.
У таких учащихся, как правило, нет общественных обязанностей, а если им и дают поручения,
то они не в состоянии систематически выполнять их, так как не обладают умением самостоятельно
планировать работу и привлекать других к ее выполнению, не уверены в своих силах. Завоевывать
авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей,
дезорганизаторских действий на уроках и на перемене, насаждения атмосферы круговой поруки,
совершения хулиганских поступков.
Важнейшая цель перевоспитания состоит в том, чтобы восстановить у каждого
трудновоспитуемого необходимые социальные связи, отношение к учебе, труду, общественной
деятельности, пробудить гражданские чувства, развить стремление к самовоспитанию, дать
почувствовать себя полноправным членом классного, школьного коллектива, найти в каждом
трудновоспитуемом положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид
деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в
своих силах, заслужить уважение одноклассников, педагога, родителей.
Можно ли предотвратить правонарушения среди несовершеннолетних детей?
Конечно, подавляющее большинство этих правонарушений можно считать мелкими, так как
они заключаются в школьных прогулах, мелком хулиганстве и не проистекают из серьезных
антиобщественных тенденций. Однако над поступками этих детей стоит серьезно задуматься. Мы
считаем, что родители могут помочь профилактике правонарушений. Начнём с установления
моральных норм в семье. Можно с точностью утверждать, что главной гарантией хорошего
поведения подростка является любовь и уважение между родителями и детьми. Но даже на самых
«хороших» детей и родителей влияет их окружение. Лучше всего воспитать у своих детей
высоконравственные принципы могут те родители, которые сами придерживаются
гуманистических и высших социальных принципов. Если родители не проявляют ясно и четко
свою позицию в жизни, то это негативно отражается на их детях. Примером такого явления могут
служить интеллигентные родители, не замечающие грубости своего ребенка.
· Когда мама, учитывая все потребности своего младенца, постепенно приучает его к регулярному
кормлению, она тем самым приучает его к порядку вообще и в частности к тому, что малыш
начинает считаться с режимом всех членов семьи.
· Если мама в первые два года жизни ребенка подчинит все свое существование его капризам, то
она может сформировать у него чувство эгоизма, из-за которого он будет страдать всю жизнь.
· Можно позволить годовалому ребенку иногда осторожно играть с ложкой за столом, но надо
категорически запрещать ему бросать эту ложку на пол или дергать мать за волосы, кусаться из-за
того, что она не разрешает ему те или иные действия.
· Двухлетнему ребенку можно позволить изредка подраться со своим ровесником из-за игрушки, но если он всегда выхватывает игрушки у других детей, то считаю необходимым вмешиваться,
объяснив ребенку его неправильные требования. К трем-четырем годам жизни малыша мы
советуем учить детей добродетели по отношению к взрослым, своим примером показывать
желание быть внимательным человеком ко всем людям.
· В любом возрасте нельзя разрешать ребенку плохо обращаться с игрушками, мебелью, вещами,
потому что такое отношение может в дальнейшем перейти на родителей и на окружающих его
людей.
· В пяти-шестилетнем возрасте ребенок должен посильно, но уже всерьез помогать в домашнем
хозяйстве, быть вежливым со взрослыми, общительным с детьми.
· Во время учебы в начальной школе дети особенно интересуются различными правилами
общественной жизни. Их волнуют взгляды родителей по любому поводу. В это время можно
рекомендовать родителям четко формулировать ребенку свои принципы и учить отстаивать свою
точку зрения в спорных ситуациях, не прибегая к физической силе, а также формировать и
развивать у детей в таком возрасте ценности ведения здорового образа жизни.
В последующие годы обычно бывает труднее внушить подростку свои взгляды, так как у
них нередко возникает непреодолимое желание противоречить не только родительским
требованиям, но и игнорировать их образ жизни. Подобные явления очень тяжелы для родителей.
Они стараются не говорить о своих чувствах, страдают из-за того, что не могут руководить своим
ребенком.
Мы убеждены в том, что «бунтующий» подросток демонстрирует не свои убеждения, а
выражает свои затруднения. Сердца подростков легко ожесточаются от несправедливости или
недоверия, особенно родителей. Но в глубине души они хотят знать, что их родители искренне
любят их и принимают своих детей такими, какие они есть, а также готовы поддержать и найти совместный выход из любой жизненной ситуации.